Школа-лицей | Издательство | Журнал | Периодика | Межвузовская газета | Обучение за рубежом | Материально-техническое обеспечение | | Студенческая страница | Литературная гостиная |
ИИЯ ONLINE | Результаты Кембр.экзаменов | Ссылки | Карта сайта  
Аспирантура
Адрес: г. Москва, м. "Бауманская"
ул. 2-я Бауманская,
дом 9/23.
Тел.:

(499)265-75-22
(499)265-76-06

E-mail: fia@mifl.ru

  Общая информация

  Научные специальности

  Правила приема,
  формы и продолжительность
  обучения

  Стоимость обучения

  Льготы

  Научное руководство

  Организация учебного процесса
  Учебный план

  Журнал ВАК для научных
  публикаций.
  Перечень вопросов по филологии

 
 

Аспирантура


Заведует аспирантурой:

кандидат исторических наук, доцент

 Разживин Юрий
    Александрович
Кабинет:

№ 101

Время приёма: С 9.00 до 18.00 по будням

Журнал ВАК «Вопросы филологии»:

  В МИИЯ созданы реальные условия для научной деятельности молодых исследователей: аспиранты могут участвовать в различных международных и отечественных научных конференциях, семинарах , а также публиковать свои статьи в издаваемом в Институте журнале «Вопросы филологии», имеющего статус журнала Высшей аттестационной комиссии (ВАК)
Примерные вопросы по филологическим наукам (для подготовки к вступительному экзамену по специальности)

  1. Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке.
  2. Современная структура знаний о языке.
  3. Определение языка, язык в широком и узком смысле термина. Аспекты языковых явлений (языковая система, языковой материал, речевая деятельность).
  4. Физиолого-акустическая и социальная сущность языка.
  5. Основы знаковой теории языка. Понятие о языковом знаке и языковой знаковой единице. Существо дискуссии о природе языкового знака.
  6. Структура знаковой ситуации. Понятия значения и смысла; референта, денотата, сигнификата (десигната и коннотата).
  7. Прагматическое измерение языка.
  8. Свойства языковых знаков.
  9. Язык как система.
  10. Парадигматика, синтагматика, иерархия.
  11. Синхрония и диахрония.
  12. Назначение языка - универсально-знаковая координация деятельностей людей.
  13. Функции языка как эффекты, сопровождающие употребление языка.
  14. Содержание коммуникативной функции языка.
  15. Функции денотативная и сигнификативная, когнитивная, познавательная, экспрессивная, эмотивная, оценочная, кумулятивная, воздействия, фатическая, поэтическая, метаязыковая и др.
  16. Соотношение назначения, функций, состава и структуры в языке. Понятие функциональной доминанты языка.
  17. Основные периоды истории языкознания.
  18. Языкознание в древнюю эпоху.
  19. Античное языкознание.
  20. Языкознание средних веков и эпохи Возрождения.
  21. Языкознание 17-18 веков. Развитие философии языка. Всеобщая рациональная грамматика.
  22. Зарождение исторической и сравнительной точки зрения на язык.
  23. Языкознание 19-20 веков. Сравнительно-историческое языкознание.
  24. Возникновение общего языкознания. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта.
  26. Натурализм в языкознании. Концепция А.Шлейхера.
  27. Психологическое направление. Взгляды А.А.Потебни.
  28. Логическое направление. Взгляды Ф.И.Буслаева. Младограмматизм.
  29. Взгляды Ф.Ф.Фортунатова, И.А.Бодуэна де Куртенэ.
  30. Критика младограмматизма.
  31. Неолингвистика. Эстетизм.
  32. Концепция Ф. де Соссюра. Социологическое направление.
  33. Лингвистический структурализм. Пражская лингвистическая школа.
  34. Глоссематика. Дескриптивизм.
  35. Основные тенденции современного языкознания.
  36. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Соотношение понятий общения и коммуникации.
  37. Коммуникация как взаимодействие. Постулаты и правила речевого взаимодействия. Виды коммуникации. Монолог и диалог.
  38. Коммуникативные стратегии и тактики.
  39. Эксплицитное и имплицитное в вербальной коммуникации. Импликатуры и пресуппозиции речи. Типы речевых актов.
  40. Принципиальное строение отдельного акта речевой коммуникации. Коммуникативная триада. Понятия деятельности, речевой деятельности, коммуникативной деятельности. Первичная и вторичная коммуникативная деятельность, их соотношение. Базовый механизм речевой коммуникации.
  41. Текст (дискурс) и коммуникация. Основные понятия теории текста. Проблема научной дефиниции текста. Текст как необходимое звено акта речевой коммуникации. Сущность текста как сопряженной знаковой модели коммуникативных деятельностей участников акта общения.
  42. Коммуникативное содержание текста. Коммуникативные свойства текста. Закон системной организации текста.
  43. Коммуникативный анализ речевых единиц.
  44. Социальная обусловленность языка. Специфика обслуживания языком общества. Язык как средство обеспечения социального взаимодействия.
  45. Основы социально-ролевой теории. Социально-речевой символизм.
  46. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе.
  47. Проблема соотношения языка и психики, языка и мышления. Сознательное и бессознательное в языке. Современные представления о психофизиологической основе мышления.
  48. Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности.
  49. Развитие речевой способности.
  50. Психолингвистические модели производства высказывания и восприятия речи.
  51. Речевая патология.
  52. Идеи и методы психолингвистики.
  53. Этнопсихолингвистика, ее объект, предмет, основные проблемы.
  54. Механизмы и средства вербального воздействия, манипулирования, психологической защиты.
  55. Когнитивное основание языка. Концепты и категории. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира. Языковая личность, ее структура; вторичная языковая личность.
  56. Понятия системы и структуры в языкознании. Уровневая модель языковой структуры. Уровни языка и их единицы. Механизм двойной актуализации языковых единиц.
  57. Фонология. Основные фонологические школы. Трактовка основных фонологических понятий.
  58. Грамматика. Основные грамматические традиции. Влияние греко-латинской традиции. Грамматика и логика. Грамматика формальная и функциональная. Специфика грамматического значения. Грамматическая категория и грамматическое поле.
  59. Лексикология. Свойства слова. Семасиология. Понятие значения. Принципы номинации.
  60. Специфика универсальной и специальной, общей и частной типологии. Характерологическая, историческая и контенсивная типология.
  61. Проблема универсалий языка.
  62. Направления прикладной лингвистики. Моделирование языковых процессов. Лингвистические аспекты искусственного интеллекта. Текстовые процессоры.
  63. Искусственные языки. Лингвостатистические методы. Новые информационные технологии.
  64. Основные методы в науке. Технические приемы и процедуры.
  65. Сравнительно-исторический метод.
  66. Коммутационный метод. Дистрибутивный анализ. Анализ по НС и трансформационный анализ.


 
Молодежные известия 
- ежемесячная межвузовская молодежная газета Курсы иностранных языков Лингвистическая школа Студенческий сайт ИИЯ International